© Reuters. Federal Reserve Chairman Jerome Powell embraces former International Monetary Fund (IMF) Managing Director Christine Lagarde, now confirmed as the next president of the European Central Bank (ECB), as they meet for the International Monetary Finance Commi
ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ (Рейтер) — Череда повышений процентных ставок Федеральной резервной системой США, вероятно, усложнит жизнь Европейскому центральному банку в этом году, пусть чиновники пока и не переживают, что их пути расходятся.
ФРС в среду сигнализировала о быстрой серии повышений ставок для сдерживания инфляции, что делает очевидной разницу в курсах с ЕЦБ, который продолжает обещать обильные стимулы в этом году и по сути исключать подъем стоимости заимствований до 2023 года.
Фундаментальные показатели поддерживают позицию ЕЦБ. Инфляция в Европе ниже, рост зарплат все еще не так ощутим, а занятость пока не восстановилась до предпандемического уровня. Все это говорит о том, что высокая инфляция, являющаяся следствием резкого роста цен на энергоносители, действительно будет временной, как и прогнозируется.
Проблема заключается в более агрессивной позиции ФРС, так как «проворные» шаги, анонсированные главой регулятора Джеромом Пауэллом, предполагают, что центральный банк США завершит цикл ужесточения быстрее, чем в прошлом, оставляя ЕЦБ меньше времени для принятия мер.
«Если ФРС завершит повышение в 2023 году, то, согласно историческому опыту, они начнут думать о снижении к 2024 году», — сказал главный стратег Danske Bank Пит Хейнс Кристиансен.
«Это оставляет ЕЦБ очень узкое окно для действий, потому что я не могу представить, что ЕЦБ будет ужесточать политику, пока ФРС находится в режиме ожидания или готовится к циклу смягчения», — добавил он.
Несмотря на независимость, ЕЦБ, как правило, следует за ФРС с небольшим отставанием. Несколько повышений ставок, которые он сделал несинхронно с американским центробанком, в том числе в 2008 и 2011 годах, теперь широко рассматриваются как ошибки политики.
Аналитики говорят, что даже при ястребином сценарии первое повышение ставки ЕЦБ произойдет не раньше весны 2023 года, что оставит время для примерно двух повышений до того, как ФРС закончит цикл.
ПАУЗЫ И ОГОВОРКИ
ЕЦБ мог бы действовать быстрее. Но учитывая багаж ошибочных повышений ставок и то, что регулятору на протяжении десятилетия не удавалось достигнуть ориентира инфляции, он почти наверняка предпочтет перестраховаться.
Аналитики ждут лишь робких шагов с паузами и оговорками. Это говорит о том, что ЕЦБ будет не только действовать с большим отставанием, но и более скромно.
Из-за настолько большого разрыва с ФРС рынки, похоже, не слишком доверяют прогнозу ставок ЕЦБ.
Несмотря на открытое заявление главы ЕЦБ Кристин Лагард о том, что любой шаг в отношении ставок в этом году «очень маловероятен», инвесторы заложили в цены повышение на 20 базисных пунктов до 2023 года.
Это ставит перед центробанком сложную задачу с точки зрения представления своей позиции на заседании 3 февраля.
Лагард нельзя даже допускать идею повышения ставки в этом году, чтобы не подрывать доверие к ЕЦБ. Однако если глава центробанка будет слишком упорно отвергать такой вариант, это еще больше свяжет ей руки, что чревато рисками, учитывая неопределенность вокруг инфляции.
«В течение 2022 года, несмотря на все давление, с которым они столкнутся, от высокой инфляции до политики, они будут продолжать подчеркивать последовательность своих действий и, соответственно, отодвигать повышение на следующий год», — сказал стратег Pictet Wealth Management Фредерик Дюкрозе.
Прогноз ЕЦБ сейчас предусматривает, что повышение ставок произойдет только «вскоре после» окончания покупок облигаций, а они, как ожидается, продолжатся по крайней мере до четвертого квартала и до тех пор, пока это необходимо.
«Проблема — 2023 год, так как к тому времени рынки заложат в цену окончание покупок облигаций», — сказал Дюкрозе.
«Трудно представить нормализацию политики ЕЦБ без волатильности долгового рынка».
Если ЕЦБ не ухватится за возможность нормализовать политику, ставки останутся глубоко на отрицательной территории. Это оставит регулятору меньше возможностей для снижения стоимости заимствований во время следующего спада и даст критикам повод укрепиться во мнении, что сверхмягкая политика стала правилом, а не исключением.
(Балаш Кораньи. Перевела Анна Ржевкина. Редактор Марина Боброва)
«Проворная» ФРС сужает окно нормализации политики для робкого ЕЦБ