© Reuters
Investing.com — Нынешний этап ужесточения монетарной политики ФРС оказался особенно суровым для всего остального мира. Так, индекс доллара — традиционного «надежного убежища» — находится на рекордно высоком уровне, что означает настоящую пытку для развивающихся и пограничных рынков с долгом в размере $4,2 трлн, номинированным в долларах, пишет Yahoo.
У кредиторов свои проблемы — они находятся под давлением двойного шока — роста доллара и от резкого роста ставки по долларовым кредитам. Часть долга должна быть пролонгирована на 3-месячных кредитных рынках, где премия за риск только увеличивается.
Основные черты нынешней монетарной политики ФРС уникальны — это одновременное резкое и большое повышение процентной ставки на 75 пунктов на каждом ее заседании, и истощение глобальной ликвидности в долларах путем количественного ужесточения (QT) на $95 млрд в месяц.
Экономисты по обеим сторонам Атлантики уже несколько месяцев предупреждают, что политика ФРС неправильно ведет к тому, что ключевые показатели денежной массы рушатся в глобальном масштабе, опасаясь, что мир погрузится в ужасную рецессию, если центральные банки не ослабят свои меры в ближайшее время.
Основной риск на сегодня для ФРС состоит в том, чтобы соблюсти баланс, по мнению Мориса Обстфельда, бывшего главного экономиста Международного валютного фонда. Он считает, что перед центральными банками стоит задача спасти утраченное доверие.
«Настоящая опасность заключается в том, что центральные банки коллективно зайдут слишком далеко и приведут мировую экономику к слишком резкому спаду, — сказал он. — Точно так же, как центральные банки неверно истолковали факторы, стимулирующие инфляцию в 2021 году, сейчас они могут недооценивать скорость, с которой инфляция может снизиться по мере замедления экономики. Крайне глобализированный характер сегодняшней мировой экономики усиливает риск».
Тревожные голоса послышались на этой недели и от самих представителей ФРС — Лаэль Брейнард, вице-председателя ФРС и ее экс-главы Бена Бернанке. Первая заявила в понедельник, что синхронизированное ужесточение «будет больше, чем сумма вместе взятых его частей», увеличивая риск удара по экономике самих США. Второй отметил опасность излишнего усиления доллара и оттока капитала с развивающихся рынков. Не упомянув напрямую британский рынок ценных бумаг, он отметил усугубление финансового стресса в международной системе.
По словам Брейнард, отложенный эффект прошлых повышений ставки ФРС пока еще не ощутим, и экономика США, возможно, замедляется быстрее, чем ожидалось.
А профессор Обстфельд из Института Петерсона сказал, что в этом году в основе монетарной политики центрального банка лежит концептуальная ошибка: банк неверно истолковал кривую Филлипса — компромисс между инфляцией и безработицей, предположив, что эта кривая «плоская» и, следовательно, потребуются насильственная рецессия и сокращение рабочей силы, чтобы снова снизить инфляцию. Однако на самом деле эта кривая, возможно, стала куда круче, чем полагают. В этом случае все предположения, лежащие в основе политики ФРС и Европейского центрального банка, являются заблуждением. Обстфельд особенно не согласен с комментариями Изабель Шнабель, члена исполнительного совета ЕЦБ, которая сказала, что центральные банки должны еще более ужесточить свою политику в этом цикле.
— При подготовке использованы материалы Yahoo
Следите за нашими новостями в социальных сетях: Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Стоит ли ожидать капитуляции ФРС? 1