Правительство готовит изменения в законодательство, которые позволят корректировать сроки ввода проектов в энергетике Правительство РФ готовит изменения в законодательство, которые позволят корректировать сроки ввода проектов в энергетике, столкнувшейся с проблемами из-за ограничения поставок оборудования в Россию. «Сейчас готовим изменения в законодательство», — сказал вице-премьер Александр Новак ходе встречи с фракцией «Единая Россия» в Госдуме, пояснив, что речь идет о полномочиях правительства по переносу соответствующих сроков и в отношении штрафов за задержки вводов в эксплуатацию «отдельных объектов».
Согласно его выступлению, речь может затронуть проекты в сфере возобновляемой энергетики и модернизации традиционной генерации. Новак напомнил, что сейчас в отношении этих инициатив действуют «жесткие требования» в части соблюдения сроков, за невыполнение которых компании расплачиваются штрафами.
«Нужно понять, что сейчас наши предприятия сталкиваются с неопределенностью, и многие зарубежные, например, производители и поставщики даже без объявления санкций просто останавливают (поставки) на паузу. Это означает, что просто по каким-то проектам могут (быть — ИФ) и сдвижки вправо по их реализации, по срокам», — пояснил вице-премьер. По его словам, также правительство активно работает «по загрузке нашей промышленности относительно той продукции, которая закупалась за рубежом».
Новак отметил, что газовая турбина ОДК должна заместить в будущем иностранные турбины большой мощности. В сетевом комплексе «все тут производится, кроме ряда позиций, но можем заменить, может, чуть менее эффективно», сказал вице-премьер.
Сейчас в российской энергетике реализуются две программы поддержки отрасли на основе договоров о предоставлении мощности (ДПМ) — модернизации тепловой генерации и строительства генерации на основе ВИЭ. Такие проекты подразумевают гарантированный возврат инвестору вложенных средств с доходностью порядка 12% за счет платежей энергорынка. Правила ДПМ также устанавливают жесткие сроки ввода объектов в эксплуатацию и штрафы в виде снижения платежей за мощность за их нарушение. Помимо этого, для таких проектов установлена высокая доля локализации оборудования.
Инвесторы сектора уже столкнулись с угрозой лишения оборудования: о приостановке работы над новыми проектами в РФ заявили ключевые иностранные игроки на российском рынке энергооборудования — Siemens, Siemens Gamesa, Vestas, GE.
Например, Vestas, является технологическим партнером «Фортума» по проектам его ветропарков. Как сообщала датская газета Ekstra Bladet, которой Vestas предоставил комментарий по этой теме, речь может идти о приостановке участия зарубежной структуры в четырех ВЭС «Фортума», ввод которых был запланирован на конец этого года.
Американская General Electric (NYSE:GE) объявляла о приостановке деятельности в России, но обещала поддерживать существующие энергоуслуги. Энергооборудование GE установлено, в частности, на Шатурский ГРЭС «Юнипро (MCX:UPRO)», на Тайшетском алюминиевом заводе. Российская «Интер РАО (MCX:IRAO)», как сообщалось, планировала наладить в России производство газовых турбин большой мощности по лицензии GE на базе совместного предприятия с американским концерном — «Российские газовые турбины».
Минпромторг ранее сообщал, что уровень отечественных производителей турбин, котлов и электромашин позволяет «производить на территории страны практически всю линейку для энергетики». В частности, в ведомстве ожидают, что до конца 2024 года в России должны заработать инновационные газовые турбины ГТЭ-65, ГТЭ-170 (проекты «Силовых машин») и ГТД-110М (ее производит ОДК).
Правительство готовит изменения в законодательство, которые позволят корректировать сроки ввода проектов в энергетике