© Reuters
Investing.com — Еще 3 года назад, в конце 2019 года, глава ФРБ Нью-Йорка Джон Уильямс отмечал, что низкая инфляция является проблемой эпохи. Теперь же проблема прямо противоположна: в этом году нет такой страны в мире, которая бы не столкнулась с резким ростом цен, пишет Yahoo.
Общей характеристикой этого года можно назвать широту охвата ценового давления. Глобальный уровень инфляции составил примерно 9%. Для многих развивающихся стран высокая инфляция является постоянной проблемой, но и на богатые западные страны она также оказала давление: d США потребительские цены достигли почти 7% в 2022 году, что обещает стать самым высоким показателем за 40 лет, а в Германии этот показатель ближе к 10%, что станет первым периодом двузначной инфляции с 1951 года в этой стране.
Главные факторы инфляции — высокие цены на топливо и продукты питания. Цены на многие потребительские товары, которые начали подниматься еще до начала СВО, в первом квартале 2022 года из-за продолжающегося воздействия COVID-19 на цепочки поставок. Февральские события оказали еще более разрушительное воздействие на цены и уровень жизни. Стоимость нефти выросла на треть после того, как западные страны ввели санкции против России. Цены на продовольствие также выросли из-за расходов на удобрения и транспортировку, а также из-за блокады экспорта зерна из портов Черного моря.
Как видим, общими факторами роста инфляции были высокие цены на топливо и продукты питания. Быстрый рост цен на основные товары проник в повседневную жизнь населения всех стран мира. Например, в Европе, которая долгое время зависела от российского газа, этой зимой миллионы людей столкнулись с удорожанием расходов на отопление. Во всех регионах продукты питания и топливо в среднем составили более половины инфляции в этом году.
Еще один важный фактор, связанный с инфляцией, это ситуация на рынке труда, который и без того был очень напряженным в начале года, отчасти из-за волны досрочного выхода на пенсию во время пандемии. В результате многие компании вынуждены платить более высокую заработную плату, чтобы привлечь работников, что усиливает инфляционный импульс.
Для США специфична еще одна проблема — дополнительным виновником инфляции были чрезмерные стимулы как со стороны правительства, так и со стороны ФРС в разгар пандемии. На протяжении большей части этого года реальные личные расходы превышали допандемическую тенденцию. Зато Китай на фоне других стран был единственной крупной экономикой с самой низкой инфляцией, так как его стратегия «нулевой терпимости к вирусу» подтолкнула расходы намного ниже допандемического тренда.
Экономисты опасаются, что рост цен приведет к требованию населением повышения заработной платы вслед за ростом цен, что известно также как спираль заработной платы и цен. Одной угрозы такой динамики было бы достаточно, чтобы побудить центральные банки действовать. Но в этом году ФРС США повысила процентную ставку с нуля в марте до более чем 4% сегодня, что стало самым резким ужесточением денежно-кредитной политики за 40 лет. Центральные банки всего западного мира, от Стокгольма до Сиднея, последовали за ней.
Пока сложно предсказать, что произойдет с инфляцией в 2023 году, но уже появился ряд позитивных признаков: некоторые из факторов, подстегнувших инфляцию в начале 2022 года, начали исчезать. В частности, снизились цены на потребительские товары, поскольку цепочки поставок вернулись в нормальное русло. Стоимость нефти вернулась к уровню годичной давности, отчасти благодаря восстановлению добычи. Ужесточение денежно-кредитной политики смогло подавить спрос. На некогда перегретом рынке недвижимости наступило внезапное замедление, и количество сделок сократилось. Центральные банки смогут прекратить ужесточение монетарной, прежде чем спровоцировать глубокую рецессию, хотя очередным опасением может стать рост безработицы.
— При подготовке использованы материалы Yahoo
Следите за нашими новостями в социальных сетях: Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
2022 год был годом жестокой инфляции 4