Investing.com — Несмотря на кажущуюся универсальность проблем, с которыми столкнулась как американская экономика, так и фондовый рынок: угроза рецессии на фоне рекордно высокой инфляции, проблемы, стоящие перед ними, имеют совершенно разный характер, пишет Business Insider.
Что касается экономики США, то страна переживает сильный приступ инфляции, вызванный пандемией; отложенный спрос столкнулся с огромной нехваткой всего, начиная с работников и заканчивая гаджетами. Инфляция поглощает экономический рост, поднимая цены и сводя на нет рост заработной платы. Но некоторые из условий, связанных с пандемией, такие, как сбой в цепочках поставок, уже нормализуются. И есть шанс, что экономике все же удастся решить проблемы последних 2 лет, не впадая в полномасштабную рецессию.
Турбулентность на фондовом рынке отличается по своей природе. Рынок проходит через жестокую коррекцию, которая формировалась более 10 лет, и вполне естественным выглядит его падение со сверхвысокого уровня. Рано или поздно «пузырь», который образовался на рынке, должен был лопнуть по мере роста процентной ставки. И единственный фактор, который оставался неизвестным, это насколько сильным будет спад. Теперь инфляция, поразившая экономику, побудила Федеральную резервную систему повышать процентную ставку быстрее, чем предполагала Уолл-стрит. Вот почему на рынке наблюдается беспрецедентное падение, дна которому до сих пор нет.
При этом совсем не важно, является ли эта рецессия таковой с технической точки зрения, или с фактической, так как — и это признают все — наступил «медвежий» рынок.
Инфляция, которую переживает весь остальной мир, связана как со сбоями в цепочках поставок, так и с хаотичным спросом на жилье, нехваткой рабочей силы и геополитическими факторами.
Как известно, чем выше инфляция, тем труднее от нее избавиться. Поэтому ФРС принимает решительные меры: за несколько месяцев она подняла ключевую процентную ставку с 0% до 4%. Повышая ставку, ФРС надеется сделать доступ к кредитам более дорогим для населения и компаний, помогая замедлить поток денег и снизить спрос на дома, автомобили и рабочие места. Если экономика замедлится, спрос также сравняется с предложением и снизит инфляцию.
Уже есть признаки того, что экономика может пережить давление инфляции, так как рост числа вакансий по-прежнему устойчив, средняя почасовая заработная плата также выросла. Потребительские расходы остаются на прежнем уровне, и многие предприятия ожидают сильного сезона праздничных покупок.
В записке для клиентов аналитики Goldman Sachs (NYSE:GS) заявили, что финансы частного сектора более здоровые, «чем накануне любой рецессии в США с 1950-х годов», что помогает «увеличить шансы на мягкую посадку».
Однако ситуация с фондовым рынком не такая оптимистичная. Инвесторы ринулись скупать акции роста, особенно технологических компаний, потому что они росли быстрее всего за счет практически нулевой процентной ставки. Неудивительно, что даже те компании, которые не зарабатывали деньги, могли легко брать взаймы, и инвесторы были готовы ждать, когда компании будут получать прибыль, пока их акции могли демонстрировать рост. Нигде эта бизнес-модель не была так актуальна, как в Кремниевой долине. Росли все: от Uber (NYSE:UBER) до DoorDash (NYSE:DASH), Carvana (NYSE:CVNA) и Tesla (NASDAQ:TSLA), и компании, которые не приносили денег, могли не просто выживать, но и процветать.
В 2018 году стало ясно, что рано или поздно этот «пузырь» лопнет всерьез, но попытка ФРС постепенно поднять процентную ставку привела к систематическому обвалу этих перепроданных акций. Экономика была достаточно сильна, чтобы выдержать скачки цен: безработица была исторически низкой, а инфляция — умеренной, но фондовый рынок пережил худший год со времен финансового краха в 2008-м.
Пандемия нарушила здоровую тенденцию, которая предполагала, что в 2020 году фондовый рынок научится жить с немного более высокой процентной ставкой в условиях стабильной экономики. Чтобы поддержать экономику, ФРС вернулась к своей стратегии после 2008 года. На этот раз розничные инвесторы массово присоединились стали открывать счета в Robinhood (NASDAQ:HOOD) и скупать всевозможные компании-«пустышки», надувая «пузырь» еще больше.
И подобно тому, что было в 2018 году, когда ФРС начала повышать ставку, фондовый рынок упал, но на этот раз еще сильнее: S&P 500 упал на 17% с тех пор, как ставка начала расти, а NASDAQ упал на 29%. По оценкам специалистов, чтобы рынок вернулся к уровням, существовавшим до пандемии, он должен продолжать снижаться на 30-40%. Вполне можно ожидать, что несмотря на все попытки Уолл-стрит убедить всех (и себя), что ФРС сделает паузу, и «медвежий» рынок закончится, Пауэлл не остановится, потому что на карту поставлено здоровье экономики. А это значит, что акции могут (и будут) падать.
— При подготовке использованы материалы Business Insider
Следите за нашими новостями в социальных сетях: Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
СМИ: фондовый рынок США «страдает от похмелья», и акции продолжат падать 1