© Reuters
Investing.com — Десяток крупнейших западных кредиторов, включая Raiffeisen Bank, Societe Generale (PA:SOGN) и Citigroup , с начала военной спецоперации России на Украине столкнулись с совокупным риском потерять сумму около $100 млрд, пишет Bloomberg.
На протяжении десятилетий глобальные финансовые компании охотно обслуживали российские фирмы, миллиардеров и правительство, но все закончилось из-за конфликта на Украине.
С начала спецоперации и последовавшими за ней санкциями правительств западных стран против России о прекращении работы в стране заявили, например, Citigroup Inc (NYSE:C)., у которой тысячи сотрудников и активы на миллиарды долларов в России, а также Goldman Sachs Group Inc. (NYSE:GS), JPMorgan Chase & Co (NYSE:JPM). и Deutsche Bank AG (DE:DBKGn); при этом некоторые финансисты переезжают в другие центры, такие как Дубай. За ними следуют квалифицированные юристы и другие специалисты высокого класса.
Последние несколько недель в бешеной спешке западные страны выдумывали и вводили все новые и новые санкции, которые постоянно обновляются в США, Канаде, Японии, Великобритании и Европейском Союзе.
В результате некогда оживленные торги остановились, и не только в Москве. Трейдеры застряли с российскими акциями и облигациями на руках, которые они не могут продать, а связанные с ними дериваты подвешены в неопределенном состоянии. Многие российские миллиардеры столкнулись с замораживаем своих активов за границей.
В финансовой индустрии на карту поставлены миллиарды долларов. Такие крупнейшие кредиторы, как Raiffeisen Bank International AG, Citigroup и Deutsche Bank, суммарно имеют в России около $100 млрд. Однако сами компании подчеркивают, что их балансовые отчеты могут легко поглотить любой удар по их российским «дочкам».
Больше всего от разрыва связей с Россией западных финансовых учреждений пострадали крупнейшие банки страны. Многие финансисты стали свидетелями чуть ли не фактического краха предприятий, которые до начала прошлого месяца выглядели почти идеально. Уровень брокерской активности упал на три четверти, поскольку иностранные брокеры перестали вести дела с российскими компаниями. Например, сотрудники ПАО Банк ВТБ (MCX:VTBR), в отношении которого США ввели санкции, не могут заставить многие западные фирмы отвечать на их звонки и электронные письма, чтобы хоть как-то закрыть сделки с контрагентами.
Некоторые компании поддерживают связь с ВТБ, вторым по величине банком в России, и им удалось довести до конца свои незавершенные сделки. Но ряд других разорвали все связи после объявления санкций, и может потребоваться очень много времени, чтобы вернуть бизнес в прежнее русло.
Но наряду с исходом крупнейших финорганизаций из России есть и еще одна проблема — резкое падение рубля. Примером сложных переплетений финансовой сферы России с глобальными банками является инвестиционная компания LetterOne Holdings, основанная россиянами, в том числе попавшими под санкции миллиардерами Михаилом Фридманом и Петром Авеном. У хедж-фонда HSBC Holdings (LON:HSBA) Plc имелось $547 млн в LetterOne на конец 2020 года, а у фонда Blackstone Inc. — $435 млн. Pamplona Capital Management, под управлением которой находятся средства в LetterOne почти на $3 млрд, уже начала возвращать обратно свои средства.
Еще пример — инвестиционный банк JPMorgan, который всегда был крупным игроком в эмиссии долговых обязательств для российских компаний, конкурируя с местными гигантами — ВТБ и ПАО Сбербанк, а также с такими компаниями, как Citigroup, Societe Generale SA и UBS Group AG, начал «активно cворачивать» свой бизнес, и в России и исключил Германа Грефа, главу Сбербанка (MCX:SBER), из своего международного совета. Goldman Sachs также ушел из России 10 марта.
Уход из России оказался сложен для крупного бизнеса. Так, ряд крупных аудиторских фирм — Deloitte, KPMG, PwC и Ernst & Young — разорвали связи со своими российскими и белорусскими подразделениями, которые принадлежат местным партнерам. Сами эти российские подразделения смогут продолжать работать со своими клиентами, но больше не будут иметь доступа к глобальной сети фирмы.
Процесс исхода будет не быстрым и скорее всего, сложным. Зачастую у российских компаний, против которых теперь введены санкции, могут быть дочерние компании в тех странах, которые не ввели санкций против России.
Консультанты по управлению и юридические фирмы не могут так просто отказаться от своих российских операций. Такие компании, как McKinsey & Co. и Bain & Co., Linklaters, Freshfields Bruckhaus Deringer и DLA Piper должны сочетать поддержку своих российских партнеров и отношения с государством. В первые дни после начала спецоперации McKinsey заявила, что прекратит работу с российскими государственными структурами. 4 дня спустя она заявила, что «немедленно прекратит существующую работу с государственными структурами» и не будет работать с новыми клиентами, хотя ее московский офис останется открытым. Ее конкуренты, такие как Bain и Boston Consulting Group, заняли аналогичную позицию.
— При подготовке использованы материалы Bloomberg
Уолл-Стрит рискует потерять миллиарды из-за санкций против России 1