© Reuters.
Investing.com — После замораживания российских золотовалютных резервов Западом оставшиеся валютные резервы — это золото и китайские юани, что фактически делает Китай главным потенциальным источником получения иностранной валюты для поддержки рубля. Но отвечает ли это интересам Пекина — отдельный вопрос, пишет CNBC.
По словам министра финансов России Антона Силуанова, у Москвы остается только один достаточно могущественный союзник, на которого можно положиться как на источник потенциальной поддержки: Китай. «Я думаю, что наше партнерство с Китаем позволит нам сохранить то сотрудничество, которого мы достигли, и не только сохранить, но и нарастить его в условиях закрытия западного рынка», — заявил он в воскресенье.
Запад сразу же поспешил отреагировать на это заявление: советник США по национальной безопасности Джейк Салливан предупредил Пекин о возможных последствиях в случае оказания помощи России обойти крупномасштабные санкции.
В понедельник американские и китайские дипломаты обсуждали этот вопрос в течение 7 часов переговоров.
Силуанов упомянул о замораживании половины активов Центробанка России — $300 млрд из $640 млрд в золоте и иностранной валюте, которые Россия накопила за последние 8 лет. Как уже упоминалось вначале, оставшиеся резервы находятся в золоте и китайских юанях.
Высказавшийся на тему конфликта и санкций министр иностранных дел Китая Ван И заявил в понедельник, что «Китай не является стороной кризиса и не хочет, чтобы санкции повлияли на Китай». Он добавил, что «Китай имеет право защищать свои законные права и интересы».
Теоретически Китай может «залатать множество дыр», нанесенных российской экономике западными санкциями. Если он решит открыть полную своп-линию с Россией, принимая рубли в качестве оплаты за нужные товары и услуги, включая важные импортные товары, такие как технологические детали и полупроводники, которых Москва лишилась в результате последних раундов санкций, Китай может фактически сослужить большую помощь соседнему государству.
Такое же мнение разделяет и Максимилиан Хесс, научный сотрудник по Центральной Азии в Исследовательском институте внешней политики: «Если говорить о том, в какой степени Китай может помочь России, то он может оказать ей огромную помощь. Но он рискует наложить на себя крупные вторичные санкции, возобновить торговую и санкционную войну с США и Западом. Хотя, учитывая неопределенное состояние китайского рынка за последние несколько недель на фоне растущей инфляции и новой крупной вспышки COVID-19 в стране, возможно, сейчас не лучшее время для этого», — сказал Хесс.
Если экономическое партнерство пока еще остается под небольшим, но все же вопросом, то геополитическое — ни в коей мере, поскольку еще до начала российской спецоперации на Украине Пекин и Москва объявили о стратегическом партнерстве «без ограничений», которое призвано противостоять влиянию США. Позиция Китая заключается в том, чтобы в конечном итоге обвинить в конфликте США и стремление расширить блок НАТО на восток. 7 марта министр иностранных дел страны Ван И назвал Россию «самым важным стратегическим партнером» Китая.
«Независимо от того, насколько опасен международный ландшафт, мы будем сохранять стратегический фокус и способствовать развитию всеобъемлющего партнерства Китая и России в новую эпоху», — заявил Ван И.
Правительство Китая выразило «обеспокоенность» конфликтом на Украине, но при этом, что немаловажно, отказалось назвать спецоперацию России вторжением или осудить ее.
Если и такое мнение, как высказанное Хольгером Шмидингом, главным экономистом Berenberg Bank: «Китай только рад создавать проблемы для Запада и не возражал бы против постепенного превращения России в своего „податливого младшего партнера“. Он также может воспользоваться своим положением, чтобы покупать российскую нефть, газ и другие сырьевые товары по сниженным ценам, подобно тому, как делает это с Ираном».
Китай является сейчас главным экспортным рынком России после ЕС; объем торговли между двумя странами достиг рекордного уровня $146,9 млрд в 2021 году, согласно данным таможенного агентства Китая. Объем российского экспорта в Китай в 2021 году составил $79,3 млрд, из которых 56% приходится на нефть и газ. В прошлом году импорт Китая из России превысил экспорт более чем на $10 млрд.
Поскольку Китай является экономикой номер 2 в мире и ключевой частью глобальных цепочек поставок, то любые вторичные санкции, наложенные на любую китайскую организацию, которая поддерживает Москву, со стороны G7, будут означать гораздо большие глобальные последствия и больнее ударит по самому Западу.
Вероятнее всего выбор Китаем «срединного пути» между полной поддержкой России и отказом от нее, как считают аналитики нью-йоркской исследовательской компании Rhodium Group. Этот средний путь предполагает спокойное поддержание существующих каналов экономического взаимодействия с Россией при минимизации воздействия западных санкций на финансовые институты Китая.
Еще в начале марта председатель банковского регулятора Китая Го Шуцин заявил, что Китай выступает против «односторонних» санкций и будет продолжать нормальные торговые отношения с пострадавшими сторонами.
Китай по-прежнему может торговать с российскими фирмами в рублях и юанях через российские банки, которые еще не попали под санкции. Но, несмотря на многолетнюю работу по расширению двусторонней торговли в своих собственных валютах, подавляющая часть этой торговли — включая 88% российского экспорта — по-прежнему оплачивается в долларах или евро.
— При подготовке использованы материалы CNBC
Насколько Китай может и будет помогать России?